#История

Ароматы советской женщины

Ароматы советской женщины

Ханс Риндиcбахер, профессор Университета Помона в Калифорнии подробно изучил историюсоветской парфюмерии, открыв для себя множество неожиданных моментов, касающихся повседневной жизни советских женщин. Его исследования основаны на архивных материалах, историях путешественников и воспоминаниях жителей бывшего СССР. Ханс Риндисбахер рассказал о том, как пах Советский Союз, и кто принимал соответствующие решения…




Запах табака, алкоголя, грязной одежды, немытых тел… Такими впечатлениями о России делились западные туристы, побывавшие в советском государстве в 1920-х годах. Чуть позже сюда примешается запах антисептиков, керосина, бензина…

«Но были и тонкие ароматы духов и одеколонов – в основном в закрытых помещениях, на частных вечеринках», – рассказывает «Голосу Америки» Ханс Риндиcбахер, профессор Университета Помона в Калифорнии.

small_496362ca18

Как на Западе в целом отзывались о советской парфюмерии?
Ханс Риндиcбахер: В целом впечатления от советских ароматов с точки зрения западного потребителя следующие: достаточно тяжелые, сладкие и несколько вульгарные…
Была ли советская парфюмерия доступна широким слоям населения, или же все-таки это была привилегия узких групп? 

Х.Р.: Интересно, что с нашей точки зрения, парфюмерия – это товары роскоши, которые мы ассоциируем с престижем, особой аурой… Именно поэтому современные производители духов продвигают свой товар через рекламу, путем создания имиджей, которые очень часто носят в себе элементы эротики.

74

Но мы знаем, что в Советском Союзе реклама товаров использовалась крайне редко. В самом начале существования государства подход к производству любых товаров был минималистским и аскетическим. Естественно, и производство парфюмерии было небольшим.

Однако при Сталине, в 1930-х гг., мы наблюдаем рождение идеи того, что новое поколение советских людей должно стать поколением потребителей… На советский рынок вдруг выталкиваются шампанское, икра, духи. О них начинают писать советские журналы и газеты. Это, конечно же, не была реклама, но тем не менее, о таких товарах начинают говорить в массах.

Основной проблемой в производстве советской парфюмерии в течение всего времени был дефицит сырья. В 1920-х гг. не хватало животного жира – основного ингредиента в производстве парфюмерии и косметики. Позднее не хватало эфирных масел и химических веществ, которые Советский Союз не производил, а тратить валюту на импорт главных составляющих духов советское руководство не считало нужным.

97

Кто решал, какими ароматами должны пахнуть советские женщины?

Х.Р.: По мере того как менялась административная структура СССР, менялись и ответственные за производство и распространение парфюмерии. Вначале 1920-х гг. за парфюмерию отвечал «Главпарфюмер» – отдел в составе Народного комиссариата продовольствия.

После окончания Второй мировой войны Народные комиссариаты были переименованы в министерства, и «Главпарфюмер» стал частью Министерства легкой промышленности, где и оставался до конца существования СССР.

Из советских архивов явствует, что после 1928 года, когда были введены пятилетние планы развития народного хозяйства, в них было предусмотрено производство целого ряда различных предметов роскоши, включая сотни косметических товаров и примерно дюжину разных духов. Однако насколько эти планы были проведены в жизнь, в каком количестве производилась парфюмерия, и была ли она доступна на рынке – сегодня сказать сложно.

odekolon-0003

У советских женщин французская и европейская парфюмерия всегда пользовалась особой популярностью. Поскольку такие товары были дефицитом, они поистине считались предметами роскоши. Были ли попытки у советских производителей подражать европейской моде? 

Х.Р.: В какой-то мере да. Не секрет, что наиболее популярными товарами красоты считались те, которые были привезены из Франции. И эти традиции уходят корнями в 19-й век, когда парфюмерным делом в России занимались французские иммигранты. В то время на российском рынке доминировала парфюмерная фирма «Брокаръ».

После установления советской власти «Брокаръ» был переформирован в «Новую зарю» (крупнейший производитель косметики в СССР – Э.М.). После распада СССР компания получила название «Л’Этуаль», из чего можно сделать вывод, что французский стандарт косметики признан наиболее высоким в России.

38

По истории советской парфюмерии можно судить об истории СССР в целом?

Х.Р.: История парфюмерии СССР связана со всеми аспектами советской эпохи – политическим, экономическим, культурным. Изучая историю парфюмерии, мы также можем увидеть особенности моды, телодвижений, гендерной политики того времени…

Я не рассматриваю историю парфюмерии с точки зрения какой-то дисциплины, поскольку парфюмерия – не настолько важный продукт повседневной жизни, как, скажем, продовольствие или транспорт. Поэтому мои исследования открывают самые неожиданные аспекты советского периода. И меня всегда привлекала именно легкость предмета моей работы.

Что самое неожиданное, о чем вы узнали, изучая советскую парфюмерию? 

Х.Р.: Как следует из некоторых источников, зачастую Сталин лично принимал решения, касающиеся производства парфюмерии. Скорее всего, они делались не напрямую, но по крайней мере он принимал основные решения о том, что должно производиться, как, и в каких количествах.

000y8qqa

Какую роль парфюмерия и косметика играла в повседневной жизни советской женщины?

Х.Р.: Достаточно важную. Особенно потому, что продукты парфюмерии и косметики были дефицитом, их сложно было достать. Поэтому советские женщины постоянно придумывали разные способы приобретения желанных духов.

Например, иногда в СССР поступали духи из Восточной Германии или других европейских стран, но эти поставки быстро «испарялись» внутри узких групп, которые имели к ним непосредственный доступ. А иногда продавцы парфюмерных отделов переливали содержимое флаконов импортных духов и заменяли их на отечественные или более дешевые продукты.

Сегодня же многие международные производители парфюмерии рассматривают рынок на постсоветском пространстве как особенно привлекательный, который будет продолжать расти.

64

С чем связан такой спрос на парфюмерию в России и других странах бывшего СССР?

Х.Р.: В Советском Союзе существовало разделение на городских и негородских женщин. Такое разделение осталось и сейчас. Духи, безусловно, были и остаются атрибутом городских женщин.

В то же время в советские времена, да и в сегодняшней России, ощущался серьезный гендерный дисбаланс: в стране живет намного больше женщин, причем молодых, чем мужчин. Поэтому женщинам приходится соревноваться между собой. Макияж, одежда, мода, некий намек на гламур всегда были инструментами привлекательности среди женщин.

Что-нибудь осталось от советских запахов? Производят ли их сегодня?

Х.Р.: Большинство советских брендов остались в прошлом. Конечно же «Брокаръ» – «Новая заря» – «Л’Этуаль» сохранили некоторые традиции советской парфюмерии. Компания до сих пор производит знаменитые духи «Красная Москва». Их формула была немного изменена, но все же духи сохранили свой традиционный аромат.

REKLAMA0702

topnewsrussia.ru

Вступайте в нашу группу ВКОНТАКТЕ — vk.com/pkkarmy

Друзья , регестрируйтесь на нашем сайте чтобы участвовать в пользовательском рейтинге — Регистрация (вход) здесь http://topnewsrussia.ru/register

Поддержите сайт «Красная Армия»

Добавьте себе виджет нашего сайта на ЯНДЕКС 

Напоминаем , что каждый из Вас — наших читателей — может попробовать себя в качестве автора статей для нашего сайта — если у Вас есть интересная тема которой Вам бы хотелось поделиться то сделать это можно пройдя по этой ссылке — желаем Вам творческих успехов …

Друзья , Ваш комментарий к данной статье очень важен для нас — с уважением — «Красная Армия»

«Нужно быть очень смелым человеком, чтобы быть трусом в Красной Армии» — И.В. Сталин

Click to comment

Добавить комментарий

ТОП НЕДЕЛИ

Flag Counter
To Top
Перейти к верхней панели