Нет ничего устойчивей, чем древние поверья! И где бы, спрашивается, жить домовому в панельно-бетонных высотках, а вот поди ж ты, где-то находят его! Руководитель Центра русской культуры и искусств, народный артист России Владимир Девятов: «На Руси надевали одежду наизнанку, шутили и обманывали друг друга ради благосклонности духа дома»
Первое апреля отмечают по всему миру. В этот день принято шутить и разыгрывать. Но многие не знают, что праздник существует уже многие столетия. О корнях Дня смеха читателям МК рассказал Руководитель Центра русской культуры и искусств, народный артист России, певец Владимир Девятов.

— Владимир Сергеевич, где и когда начали отмечать 1 апреля?
— Первое апреля отмечается во всем мире, как День смеха или День дураков. Точно неизвестно, где появился праздник. По одной версии – в Древнем Риме, там отмечали День глупых. Другие источники говорит, что этот праздник зародился в Древней Индии, где отмечали День шуток. Предположительно, на григорианском календаре новый год отмечался в марте, и новогодняя неделя как раз заканчивалась 1 апреля. Но в середине 16 века Новый год стали отмечать 1 января. Несмотря на это, многие продолжали праздновать Новый год 1 апреля. Этих людей начали называть первоапрельскими дураками.
— Как празднуют 1 апреля в разных странах?
— В Англии принято шутить и разыгрывать только в первой половине дня. В Шотландии этот день называют – Днем кукушки, и праздник продолжается в течение двух дней. В Германии 1 апреля считается несчастливым днем, есть поверье, что рожденный в этот день будет несчастен всю жизнь. В Португалии День смеха отмечается перед Великим Постом и приходится на воскресенье. Люди в этот день бросают друг в друга мукой. Во Франции тех, кто верит первоапрельским шуткам, называют “апрельской рыбой” по аналогии с рыбой, которую ловят весной, тогда ее очень легко поймать. В Индии отмечается праздник 31 марта, люди обмазываются краской, бросаются специями. В целом этот праздник скорее связан с приходом весны.
— Как обстоят дела в России?
— История наших предков имеет глубокие языческие корни. И отзвуки этого мы видим в тех же пословицах. Этот день в Древней Руси считался днем пробуждения домового. Домовой был добрым духом. В основание дома закладывался череп лошади, и считалось, что из души убиенного животного появлялся домовой. Дух этот зимой спал за печкой на вениках, которые клали специально для него. Домовому старались угодить, чтобы в доме было благополучие. Проснувшись дух может быть недовольным и не очень радостным. Он начинает шалить, его умасливали кашей или молоком. Устраивали ему зрелища, разыгрывали друг друга. Надевали одежду на изнанку, шутили и обманывали друг друга.
Профессор культурологии Московского государственного института культуры и Московского гуманитарно-экономического университета Елена Дзякович о Дне смеха:
— Праздник этот не российский, а международный — это известно точно. А вот как он появился, досконально не установлено. По одной из самых распространенных версий, 1 апреля как День дурака начали отмечать в средние века, когда Европа перешла на григорианский календарь, переместивший празднование Нового года на 1 января. Между тем многие недалекие люди и после этого продолжали отмечать Новый год по-старому — 1 апреля. Вот их за это и стали вышучивать, разыгрывать и называть дураками, а сама дата 1 апреля превратилась в День дурака. — А когда этот праздник попал в нашу страну? — Россия ввела его одной из последних европейских стран: лишь на Востоке этот день стали отмечать еще позже — только в ХХ веке. У нас же, как и многие другие европейские традиции, он был введен Петром I. С его эпохи и пошло, что на 1 апреля россияне стали разыгрывать друг друга, шутить, дарить дурацкие подарки. Кстати, стихотворение на эту тему есть даже у Пушкина. — Говорят, что День смеха в нашей стране отличается от европейского, поскольку связан с таким чисто российским персонажем, как домовой? — Я к этой сравнительно новой гипотезе отношусь скептически. Днем рождения домового считается ночь с ц9 на 10 февраля. А 1 апреля, как уверяют сторонники этой гипотезы, — день его именин. И в этот день, чтобы он не рассердился и нас не обижал, его необходимо задобрить и рассмешить: много шутить, почуднее одеться и т.д. И тогда, дескать, он не сделает нам зла. Но ведь именины — это день ангела-хранителя, носящего определенное имя. А у домового-то какое может быть имя? — Может, эта теория — тоже чья-то первоапрельская шутка? — Кстати, о первоапрельских шутках. В 50-е годы произошел грандиозный скандал. 1 апреля одна из радиокомпаний США сообщила о небывалом урожае макарон в Италии. И многие поверили, а некоторые чиновники даже стали готовить официальные запросы. — Люблю американцев! Но чем можно объяснить общечеловеческую потребность в праздниках вроде 1 апреля? — Сознание человека крайне мифологизировано! Ему необходимы сказки, а потому, когда эпоху мифов сменили традиционные религии, мифологизация человеческого сознания только усилилась. Создавать дополнительные позитивные эмоции — естественная человеческая потребность. Да и особенностью массовой культуры является постоянное создание все новых и новых мифов. Помните бронзовую скульптуру собаки на станции метро «Площадь Революции»? В наши дни ее нос блестит, отполированный прикосновениями десятков и сотен тысяч тех, кто верит в миф, что это приносит удачу. А вот во времена моего детства этот миф еще не родился, и нос ничем не выделялся из всей этой собачьей фигуры. — Можно ли оценить степень популярности 1 апреля в нашей стране? — 1 апреля — праздник массовый, карнавальный, поэтому для его празднования нужен коллектив. В советские времена он был очень популярен в различных учреждениях, вроде того, что показано в фильме «Служебный роман». Вот там уж оттягивались вовсю! В нынешних офисах он, конечно, тоже очень распространен, но уже меньше, чем тогда: повысилась социальная разобщенность. — А какие возрастные группы чаще отмечают 1 апреля? — Те, кому за 30 и старше. Сегодня это уже не молодежный праздник — возможно, потому что его не очень активно поддерживает интернет-сообщество. — Но, может, нынешние дети со временем еще до него дорастут? — Вполне возможно! Все зависит от того, как пойдут социальные процессы в нашей стране. Именно Пушкину приписывается первое поэтическое упоминание Дня дурака: Брови царь нахмуря, Говорил: «Вчера Повалила буря Памятник Петра». Тот перепугался. «Я не знал!.. Ужель?» — Царь расхохотался: «Первый, брат, апрель!» |
